palychpalych (palychpalych) wrote,
palychpalych
palychpalych

Ябаолу - Черкизон: "БЕСПОСАДОЧНЫЙ" ПЕРЕЛЕТ

«Профиль»
№32(635) от 07.09.2009
Виталий Новиков Василий Гончаров

"БЕСПОСАДОЧНЫЙ" ПЕРЕЛЕТ

С Черкизовским рынком приключилась типично российская история: много шума... и ничего. Торговцы благополучно переехали в Люблино, а тех, кто прикрывал контрабанду, не нашли.
В подъездах домов, расположенных в районе Люблино, на юго-востоке Москвы, активисты расклеивают объявления с призывом объединяться. Возмущенные жители собирают подписи под обращениями к чиновникам с требованием не допустить возникновения в районе нового китайского рынка по образу закрытого "Черкизона". Дело в том, что после закрытия Черкизовского рынка китайские торговцы начали переселяться на другие торговые площадки и прежде всего в Торгово-ярмарочный центр "Москва" на Тихорецком бульваре. Туда переехало более тысячи предпринимателей из Черкизово. Они организовали в "Москве" оптовую торговлю, доля которой в общем товарообороте предприятия сразу выросла с 7% до 60%. В районе станции метро "Люблино" резко ухудшилась транспортная ситуация. Ежедневно к торговому центру подъезжает до пятисот автобусов с челноками, что создает постоянные пробки на улицах, прилегающих к торговому центру. Ухудшилось и санитарное состояние - как в самом ТЦ, так и вокруг него. Местные жители уже окрестили это место "Люблизон".
В ближайшие годы во многих крупных городах страны могут появиться "клоны" Черкизовского рынка. Поэтому нам показалось уместным рассказать читателям о том, как устроен китайский торговый бизнес в России, о том, что ждет жителей тех районов, где возникнут новые "черкизоны". Мы побеседовали с людьми, чей бизнес так или иначе был связан с Черкизовским вещевым рынком. Наши собеседники - господин Хуа Шэн, глава одной из влиятельных ассоциаций китайских предпринимателей в Москве, госпожа Пу Линь, владелица аккредитованной в РФ китайской экспортно-импортной компании, ее заместитель Ваня (обрусевший китаец, учившийся в московском вузе), а также ветеран российско-китайской торговли Валерий Николаевич. Сразу оговоримся, имена наших собеседников изменены, так как все они согласились говорить только на условиях анонимности, ибо убеждены, что "Черкизон" с его криминальным окружением не умер, а, напротив, живет и побеждает.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Хуа Шэн рассказывает: "Китайцы стали массово приезжать в страну в начале 90-х годов. Российские власти создали им максимально благоприятные условия для ведения "народной торговли" - такие, которых не найти ни в одной стране мира.
Возникла связка Черкизо-во-Ябаолу (оптовый рынок одежды в Пекине. - "Профиль"), которая работала по принципу "мэн дао мэн" - "от двери к двери". Китаец, находившийся на оптовом рынке Ябаолу в Пекине, отправлял товар другому китайцу, который торговал на Черкизовском рынке в Москве. Как только товар доставлялся на груздвор "Черкизона", получатель звонил в Пекин и сообщал партнеру: "Хуо даолэ" ("Товар прибыл"). И сразу же деньги, в долларах США, должны были быть отправлены из Москвы в Китай. Самолеты использовались российские, растаможивала товар российская фирма (как правило, однодневка), но на обоих концах цепочки находились китайцы".
Валерий Николаевич: "Первоначально между Китаем и Россией существовали прямые грузовые авиарейсы. На них летали самолеты Ил-76. "Черкизовский товар" перевозился навалом в тюках, обмотанных скотчем, вес каждого тюка - 40-60 кг. В самолет обычно впихивали 1100-1200 таких тюков. В аэропорту тюки перегружали в фуры и доставляли на склады "Черкизона". Никаких документов при получении товара клиентам не выдавалось, вся схема строилась "по понятиям". Растаможивался товар "всерую" (когда в грузовой таможенной декларации одежда для взрослых фигурировала как детская, а кожа проходила как кожзаменитель) или даже "вчерную" (когда шубы, например, провозились под видом отделочной плитки).
Прямые авиарейсы из Китая прекратились осенью 2004 года. После этого в обиход вошел термин "медленный самолет". Этот термин до сих пор используется в объявлениях, которые многочисленные компании "КАРГО" размещают в Пекине на Ябаолу. Это означает, что товар на одном из участков маршрута будет перевозиться самолетом, то есть доберется до клиента сравнительно быстро. "Самолетных" участков достаточно много: Китай-Турция, Китай-Казахстан, Азербайджан, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Германия. До и после "самолетного" участка товар обычно перевозится в фурах или по железной дороге".
Хуа Шэн: "За доставку и растаможку 40-футового контейнера обычно платят от $40 тыс. до $70 тыс., в зависимости от номенклатуры товара. Но это дешевый либо легкий товар типа кроссовок. А вот, например, за доставку и растаможку контейнера с шубами надо заплатить $150-200 тыс. Далее товар из фуры перевозится тележками в контейнеры. Носильщик берет от 50 до 150 рублей за баул. Термин "контейнер" означает точку на рынке, где хранится и откуда продается товар: вместо павильона обычно используется обычный морской или железнодорожный контейнер.
Следующий этап - собственно продажа товара российским клиентам. Что такое "китайская фирма" на Черкизовском рынке? Это торговая точка, на которой работают два китайца и где нет ни бухгалтера, ни юриста, ни консультанта по налогам!
Вырученные от продажи товара деньги китайский торговец обычно нес в один из находившихся там же, на "Черкизоне", "банков". Их около сотни. Хотя на самом деле это, конечно, были не банки, а подпольные конторы по приему налички и оформлению денежных переводов по месту назначения. Типичные лавки "фэйцянь" ("летающие деньги"). Некоторые "банки" сидели в каморках площадью 4 кв. м. Китайский торговец приходил туда с сумкой или даже мешком рублей, их тут же пересчитывали с помощью машинки и высчитывали долларовый эквивалент по текущему курсу. Затем деньги - уже в долларах - переводились в Китай, на это обычно уходило один-два дня. После поступления денежного перевода на счет условной "госпожи Ли" в Китае последняя звонила в Москву "господину Чжану" и сообщала: "Цянь даолэ" ("Деньги пришли"). Комиссия за перевод очень небольшая - $50, при этом не важно, переводишь ты $5 тыс. или $50 тыс".
Казалось бы, очень дешевая, почти бесплатная услуга. Но! Как рассказали нам китайские собеседники, в сред-нем одна из двадцати транзакций из Москвы в Китай "дает сбой". Деньги на счет поставщика не поступают!
Пу Линь: "Нет, никакой квитанции о переводе средств контора "фэйцянь" не предоставляет. Вместо официального документа вам дают расписку, написанную от руки, о том, что некий господин Ван принял у, например, Чжана $50 тыс. Ван, по умолчанию, должен отправить деньги на указанный Чжаном банковский счет в Китае. Вот и все! И если на основании этой расписки Чжан, получивший из Китая сообщение, что деньги на счет не поступили, будет требовать у Вана возврата денег, последний доходчиво объяснит Чжану, куда именно делись деньги. Объяснит так, что Чжан поймет, что пропавшие деньги уже никогда не вернуть".
Обычно китайцы к таким пропажам относятся философски. Мафия, "крыша" - не суть важно, кто забрал. Это именно та "норма прибыли", которую и оставляет себе "народная банковская система", оставляет для того, чтобы покрывать неизбежные "издержки", чтобы платить тем, кто в случае неполучения "оброка" в оговоренных размерах может доставить участникам процесса большие неприятности.



КИТАЙ-ГОРОД




За годы вокруг Черкизовского рынка сложилась своеобразная "инфраструктура", предоставлявшая весь набор необходимых для бизнеса и жизни услуг: паспортно-визовые, транспортно-логистические, банковские, общежития и гостиницы, питание и многое-многое другое. Вот что, например, включает в себя "паспортно-визовое обслуживание".
Хуа Шэн: "Прежде всего спросом пользовались услуги по регистрации. Здесь тарифы очень сильно варьировались. От 2 тыс. до 10 тыс. рублей. 2 тыс. - за "восстановление срока" (когда время продления просрочено), а 10 тыс. - за "восстановление истории регистрации". Например, человек по каким-то причинам несколько лет вообще не регистрировался, за это время его бизнес сильно вырос, и торговцу потребовалось "легализоваться", чтобы мини-мизировать "регистрацион-ные" риски. Ведь если у тебя нет регистрации, на тебя любой участковый может "наехать", и этот "наезд" обойдется не в одну тысячу зеленых.
Потерял паспорт гражданина КНР? Не беда, и этот вопрос можно решить, только обойдется дорого. Сколько? За новый паспорт взамен утерянного - 10-20 тыс. рублей. Примерно такие же деньги надо заплатить за настоящий паспорт, но на несуществующее лицо. Замена просроченного паспорта - 2-3 тыс. Естественно, делается все "вчерную", китайскому гражданину для получения нового документа не надо даже территорию рынка покидать".
Про сексуальные услуги тоже не забыли. Вокруг "Черкизона" действовало несколько десятков китайских борделей. Почти все они располагались неподалеку от рынка в обычных жилых домах на Парковых улицах. В каждой квартирке проживали и работали по две-три, а то и четыре представительницы древнейшей профессии. Кстати, не местные, а китаянки. Почему так? Да потому, что китаянки умеют держать язык за зубами. Ну и, конечно, прочие "культурно-развлекательные учреждения" - караоке, опиумокурильни, мацзян, казино…
Хуа Шэн: "Еще один бизнес - риэлтерский. Квартиры рядом с Черкизовским стоили почти столько же, сколько в лучших районах Москвы. Аренда 1-комнатной квартиры стоила $2 тыс. в месяц, плюс к этому надо было заплатить сразу же $2 тыс. маклеру и еще $2 тыс. - залоговый депозит хозяину на случай порчи кварти-ры и т.д. Все это "вчерную". Комната стоила обычно 1,5 тыс. в месяц, правда, в одной комнате проживало порой по 6-8 человек".
Почему китайцы не обращаются к российским властям? Почему не хотят действовать легально? Не идут в отделения ФМС, не заявляют о пропаже денег или документов? Просто подавляющее большинство китайских торговцев не понимают по-русски и вообще не доверяют русским. Зато китайцы доверяют своим землякам.
Хуа Шэн: "Всего в Москве свыше сорока китайских землячеств. Практически вся деятельность этих "общественных объединений", кстати, зарегистрированных в России как НКО, так или иначе строится вокруг "Черкизона". Землячество - это мафия, построенная по "географическому" признаку. Самые большие - "Бэйфан хуй" ("Северное землячество") и "Наньфан хуй" ("Южное землячество"). Они-то и держат в руках все сервисные бизнесы - от девочек до медобслуживания".

ИСХОД



Можно ли утверждать, что закрытие Черкизовского рынка нанесло китайской торговле смертельный удар? Да, немало торговцев с Черкизовского рынка стали должниками. Да, несколько человек покончили жизнь самоубийством. Но говорить о смерти китайского торгового бизнеса в Москве нет никаких оснований.
Хуа Шэн: "После закрытия "Черкизона" больше всего товара вывезли в торговый центр "Москва" в Люблино. За то, чтобы получить возможность вывезти свой товар, китайцы платили "добрым людям" за каждый контейнер с "серым" товаром - $5-6 тыс., а за контейнер с "черным" товаром - $10 тыс. Кто брал? Да, на рынке вроде бы работает контора,
в которой сидят представители московского правительства, но они вам там сразу скажут, что не знают, кому кто сколько платит при вывозе товара. В действительности деньги за "услуги по вывозу" платятся коммерсантам-посредникам, которые, понятное дело, тесно связаны с администрацией рынка. Именно эти люди реально помогают китайским торговцам. Часть товара перевезли на рынок рядом с метро "Пражская". "Входной билет" стоит в Люблино $20 тыс., на "Пражской" - $6 тыс., на рынке "Эмирал" просят $10 тыс. Куда еще вывозили товар с Черкизовского рынка? На самые разные склады Москвы. В том числе на склады весьма респектабельных торговых центров - по одному-два контейнера в каждое место. Кто ж откажется заработать в кризис!"
Что же изменилось после "решительного" удара по главному оплоту контрабандной торговли в России? Стали китайцы обращаться к официальным таможенным брокерам? Востребованы теперь услуги по цивилизованной, "белой" растаможке?
Валерий Николаевич: "Сразу после шмона в Черкизово наблюдалось такое явление: китайцы стали обращаться к таможенным брокерам. Но вскоре их интерес поутих. Это означает, что участники процесса "перестроились". Ябаолу в Пекине работает в прежнем режиме. А это означает, что российские "крыши" (а это прежде всего влиятельные люди в силовых структурах) продолжают покрывать то, что они четко взяли под свой контроль где-то к середине 90-х годов.
Почти вся одежда идет "контрабасом" (то есть контрабандой. - "Профиль"). Почему? Лет пять назад ивановские ткачихи обратились с просьбой защитить промышленность. В итоге ввели высокие, почти запретительные пошлины на одежду. Но ведь в нашем государстве с нашей коррупцией и нашими "силовиками" это не проходит! Вон одна уважаемая авиакомпания в первые годы возила из Китая самолетами "щебенку" и "песок". Ну и что? Разве столь странное таможенное декларирование стало объектом чьего-то служебного любопытства?"
Как не стал объектом чьего-то любопытства и возврат китайским торговцам в Черкизово десятков тысяч тонн товаров, ввезенных в Россию по "серым" и "черным" схемам. Так что знаменитый путинский вопрос: "А посадки, посадки где?" повис в воздухе.

ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ
"У многих китайских бизнесменов накопился достаточный жирок, чтобы пережить неприятности. Речь прежде всего о тех, кто уже десять и более лет на этом рынке торговал. Ведь как обычно бывает? Из одного контейнера продается в среднем 80% товара, деньги за него отправляются в Китай. А остальное как? Торговец докладывает в Пекин, что товар "не продан" и что он его реализует за копейки или просто "выбрасывает". Хотя на самом деле это не всегда так. Чаще всего он эти 20% продает. И то же самое происходит со следующим контейнером, потом - с третьим, четвертым и т.д. В итоге большинству торговцев "подкожный жирок" позволяет пережить конфискацию одного-двух контейнеров. Причем поставщик обычно догадывался, что "представитель" на Черкизовском рынке его надувает, но сделать ничего не мог: товар все равно приходилось поставлять. Ведь и фабрикам нужны оборотные средства, а рабочим нужно платить зарплату.
Вот говорят, что на складах арестовано товара на $2,1 млрд. Но что значит "на складах"? На складах хранится обычно то, что сразу, с колес не ушло мелкооптовым покупателям, развозя-щим товар по разным горо-дам России. Именно на склады и наведывается милиция, когда проводит "плановые конфискации" товара, на который нет грузовых таможенных деклараций. То есть на складах хранится обычно залежалый товар - или сезон прошел, или качество плохое. Так что если вы подойдете к китайцу, торговавшему на Черкизовском, и спросите о размере понесенного им ущерба, он может вам заявить: "Пять контейнеров, в них товара на $2 млн". Но если вы попросите его показать вам эти пять контейнеров, окажется, что у него их нет. На самом деле один или даже полконтейнера осталось... То есть в целом китайские торговцы не потеряли много денег".



НАСКОЛЬКО РЕНТАБЕЛЕН "КИТАЙСКИЙ БИЗНЕС"В МОСКВЕ?
ОДЕЖДА ДАЕТ ОБЫЧНО 200-300% ПРИБЫЛИ. Но некоторые товары, такие как, например, оправы для очков, ювелирные изделия, зажигалки, дают 400-500%. Мебель - около 300%, продукты питания - около 200%. Разворотливые торговцы в месяц реализуют порядка пяти контейнеров одежды или обуви. Впрочем, есть и такие, кто работает из 10-20% прибыли. Скажем, приехал контейнер с кожаными куртками по $20 за штуку, так вот его содержимое могут сразу же продать двум-трем русским оптовикам по $25 за одну куртку. Главное - скорость оборота!

ТЕРМИНЫ
ЗМЕИНЫЕ ЯЙЦА
Вам знакомо такое понятие - "голова змеи"? Это когда "голова" (кто-то из родственников) уже находится в конечной точке китайского эмиграционного маршрута. Например, в Англии. Ну а "туловище" и "хвост" пока только готовятся проследовать туда вслед за "головой". Так вот на Парковых улицах откладывались "змеиные яйца". Китайские этнические землячества нередко оказывают материальную помощь тем, кто отбывает на ПМЖ в Европу. Деньги у землячеств накапливаются немалые. Один из ис-точников - умирающие в Москве китайские торгов-цы. Их деньги, иногда хранящиеся в наличных долларах в китайских банках в Москве, переходят в собственность землячеств.

40-50 тыс. китайцев, по разным оценкам, живет в Москве.
В ТОМ ЧИСЛЕ
на Черкизово работали 20-30 тыс. человек, остальные 10-20 тыс. - это студенты, сотрудники государственных компаний, дипломаты, журналисты и хуацяо (китайцы, которые уже стали гражданами или постоянными жителями России).
КТО ПОСТРАДАЛ?
НАСТОЯЩИЙ УРОН ОТ ЗАКРЫТИЯ "ЧЕРКИЗОНА" могут понести фабрики в Китае, работавшие на российский рынок. Закрытие "Черкизона" может привести к массовой безработице в ряде уездов. "У меня есть знакомый по имени Цзян, он на своей точке на Черкизовском рынке в течение нескольких лет продавал продукцию одной и той же фабрики по пошиву одежды,- рассказывает господин Хуа Шэн. - На фабрике работало 800 че-ловек. Два года назад Цзян построил фабрику по выпуску тканей, которые стали поставляться на фабрику по пошиву одежды. На ней тоже работало порядка 800 человек. И если у Цзяна в России возникли проблемы, это значит, что у 1600 работников двух фабрик тоже возникли проблемы". Если китайский торговый бизнес в России не восстановится, многим предприятиям в КНР нужно будет срочно искать другие рынки сбыта.
РОССИЙСКИЕ "КРЫШИ" ПРОДОЛЖАЮТ ПОКРЫВАТЬ ТО, ЧТО ОНИ ЧЕТКО ВЗЯЛИ ПОД СВОЙ КОНТРОЛЬ В СЕРЕДИНЕ 90-Х ГОДОВ

 


Продолжение обещали в следующем номере,а пока я размещу старую-старую статью из журнала "Эксперт". Что называется: "Не говорите, что Вас не предупреждали!"



Эксперт Online

Черный нал и желтая опасность

Если Россия потеряет Дальний Восток, то виноваты будут не китайцы

Tags: Китай, Черкизон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments